В текущем месяце не было заявлено о реализации новых торговых объектов – объем проектируемых площадей остался на том же уровне (8,7 млн м2). Объем площадей функционирующих торговых центров увеличился: введены в эксплуатацию ТЦ "На Беговой" (19,6 тыс. м2) и ТЦ "Юнимолл" (31 тыс. м2).
Объемы строящихся площадей в течение полугода сократились на 14%.
Усиливается ротация арендаторов не только между конкурирующими торговыми проектами, но и в пределах торгового центра: наблюдается уход ритейлеров из "мертвых зон", перемещение арендаторов на нижние этажи. Большинство центров, испытывающих трудности с привлечением арендаторов, нуждаются в переоценке концепции и реброкеридже.
В среднем доля вакантных помещений по репрезентативной выборке составила 2,9%.
Ключевые события
- Снижение ставок аренды делает российский рынок розничной торговли привлекательным для выхода международных и федеральных операторов. С другой стороны можно наблюдать явную централизацию рынка: свое развитие ритейлеры предпочитают начинать с Москвы или Санкт-Петербурга.
Нидерландская компания Agat Group Inc. выводит на российский рынок сеть семейных тематических парков Babylon. Первый комплекс площадью около 6 300 м2 открывается в ТЦ "Филион".
Harvey Nichols, ранее не рассматривающий выход в Россию по причине завышенной ставки аренды, возобновил поиск площадки для флагманского универмага в Москве.
В I квартале 2009 г. в ТЦ "Рио" открылся третий магазин монобрендовой сети Bork. Компания объявила об активном освоении рынка (10-15 точек до конца 2009 г.).
Nike объявил об открытии первого outlet-центра площадью 860 м2 в ТРК "Румба" (г. Санкт-Петербург).
- В преддверии отпускного сезона ритейлеры ожидают снижения товарооборота. Однако некоторые торговые профили останутся востребованными, например садовое и строительное направления розницы.
На втором этаже ТЦ "Тройка" готовится к открытию первый магазин сети "Ашан Сад".
- По-прежнему продолжается уход компаний с рынка. В связи с этим создаются предпосылки для развития бизнеса более сильных участников, и поддерживается активность на рынке сделок слияний и поглощений.
Компания "Кварта", развивавшая в Москве сеть магазинов "7 звезд" (ранее "Марка"), подала судебный иск с требованием признать себя банкротом.
Не сумев заключить сделку с "Мегафоном", сотовый ритейлер "Цифроград" фактически свернул бизнес. Крупные сети формата DIY - "Метрика" (ООО "Стройформат") и ТД "Вимос" объявили о слиянии (под управлением новой компании окажется около 40 магазинов).
Совладельцы сети "Холидей классик" договорились о продаже сети в обмен на акции Х5. Подписан протокол о намерениях. По итогам сделки владельцы "Холидея", в числе которых Виктор Вексельберг и Александр Мамут, получат 5-7% объединенной с Х5 компании.
Инвестфонд Hammar Invest AB приобрел чуть менее 75%-ной доли в "Лавенте", управляющей сетью товаров для дома "Санта Хаус".
- Ритейлеры ориентируются на дисконт форматы: возрождается сегмент комиссионных магазинов (сеть "Комок"), на рынке появился прецедент перепрофилирования ресторана сегмента "премиум" в более демократичное заведение (ресторан итальянской кухни "Грин.it" на ул. Петровка), а среди наиболее востребованных франшиз оказались франшизы концепций "фаст-фуд".
Тенденции
На рынке торговой недвижимости практически перестали заключаться предварительные договоры аренды: площади торговых центров заполняются арендаторами уже после ввода объектов в эксплуатацию. Наличие предварительных договоров аренды и писем о намерениях не оказывает существенного влияния на решения банковских или инвестиционных структур о кредитовании или инвестиционной поддержке проекта.
Договорные отношения все чаще требуют привлечения третьей стороны, которая предоставляет независимую оценку величины арендной ставки. В складывающихся рыночных условиях аутсорсинг расчета ставки аренды является компромиссным решением, как для арендодателя, так и для арендатора и позволяет соблюсти интересы обеих сторон.